Одной из достопримечательностей классицизма является дворец семьи Потоцких в центре Тульчина, построенный в 1782 году по проекту французского архитектора Лакруа. Тогда сооружение украшала надпись: «Чтобы всегда свободных и добродетельных был домом». В ансамбль входили собственно дворец, театр (перестроен), манеж, конюшни (не сохранились), турецкая баня, оранжереи, служебные и жилые помещения, два боковых флигеля. Это памятник архитектуры 18-го века, и сегодня его занесено в реестр «Семь чудес Винниччины» как одну из лучших архитектурных памятников.

Дворец Потоцких – «Тульчинский Версаль»

Во времена жизни Станислава Потоцкого в Тульчине это город без преувеличения называли центром культурной и художественной жизни. Здесь, во дворце графа Феликса-Щенсного Потоцкого, происходили балы и спектакли, в резиденцию приезжали короли, поэты и полководцы.

Станислав Потоцкий приезжает в Тульчин в 1774 году: он мечтает перенести свою резиденцию в этот город. В это время поселение было полностью разрушено, стоял только старый деревянный замок, где временно поселяется Станислав с тогдашней женой Жозефиной Мнишек. Поэтому сразу возникла необходимость строительства нового дворца. Он был возведен за семь лет. Строительство осуществлялось по проекту французского архитектора Жозефа Лякруа в стиле классицизма. В те времена дворец был назван «Тульчинским Версалем» или «Королевством Тульчинским». В документах пишут, что за красотой и богатством другого такого дворца в Украине не было. И даже столица мечтала о таком.

Дворцовый ансамбль состоял из главного корпуса и двух боковых флигелей, которые между собой сочетались одноэтажными галереями. При Потоцких главный корпус украшала надпись, который был сделан с позолоченных букв: «Здание построено для честных и добропорядочных людей». Такими Потоцки себя и считали. Немного выше этой надписи находился родовой герб Потоцких. Крыша дворца была медной – в праздничные дни ее натирали до такого блеска, что видно было далеко за пределами города.

Внутренние работы во дворце выполнял голландский художник Меркс. Идя по лестнице на второй этаж, гости могли видеть с обеих сторон более десятка картин, на которых был изображен род Потоцких. Кроме того, во дворце была решена проблема отопления и канализации. Для обеспечения теплом главного корпуса, который имеет длину 68 метров, его топили два камина из розового мрамора. Принцип отопления таков: стены у дворца двойные, поэтому в промежутках стен от каминов проходил теплый воздух. А под полом были вымощены рвы, которые выходили в парк за дворцом – таким образом был решен вопрос канализации.

Парк позади дворца назывался «Хорошее» и напоминал он нынешний дендропарк в Умани, только в миниатюре. В парке были также искусственные озера и острова, на одном из которых Станислав Потоцкий сделал кладбище для своих любимых собак. На могилах животных стояли памятники, которые изготавливались с белого итальянского мрамора.

Самые интересные залы здания находятся на втором этаже. У поляков второй этаж здания имел более значительную роль – здесь даже окна больше, чем на первом.

Здесь была расположена спальня Станислава Потоцкого, спальня его жены, комната камердинера, камеристки, и также были сокровенные ступени, выходившие в парк в баню, которая была построена в мавританском стиле. На втором этаже сохранился также концертный зал – здесь во времена Потоцкого происходили представления и концерты, участие в которых принимали также члены семьи.

В театре всегда происходили спектакли, было в репертуаре 5-7 опер, 2-3 балеты. Причем члены семьи очень любили участвовать в спектаклях и выполнять определенные роли. Особенно на Рождество, когда все родные Потоцких съезжались на праздники в Тульчин. Сейчас же здесь обустроены актовый зал, где свои концерты готовят ученики училища культуры. О Потоцких здесь не напоминает ничего, однако чувствуется совершенный замысел архитектора здания – высота залы и удачное расположение сцены продуманы таким образом, что выступать можно без усиления – такая мощная здесь акустика.

Кроме того, во дворце с особым трепетом относятся к так называемой «золотой зале», где Потоцкий устраивал балы. Золотой зал назвали потому, что в пол из мрамора были вмонтированы золотые монеты. Сейчас училище использует этот зал как танцевальный. Люстры здесь, конечно современные, но очень похожи по форме на те, которые были во времена Потоцких.

Благодаря Станиславу Потоцкому в Тульчине даже был построен оперный театр. Он стоял за правым флигелем дворца. Однако, к сожалению, до сих пор здание это не сохранилась. К тому времени у Станислава Потоцкого в оркестре работало 113 музыкантов. Была также хоровая капелла из придворных.

Связи Потоцких: Понятовский, Бальзак, Шопен, Пушкин и Суворов

В Потоцких во дворце всегда были гости, часто это очень известные фигуры – кабы с кем Станислав Щенсный дружбы не водил.

Современники писали, что бывали такие дни, когда за один день могло побывать до ста человек. При этом хозяин имения мог и не знать о всех визитерах – такими большими были в то время его владения. Пожалуй, самым дорогим и важным гостем стал последний польский король Станислав-Август Понятовский, который приезжал в Тульчин в 1789 году. Именно тогда был праздник – святого Станислава, поэтому событие это решили увековечить и был заложен костел Святого Станислава, который сейчас является действующим католическим костелом в Тульчине.

Королю так понравилось в резиденции тезки, что он подарил Тульчину Магдебургское право. Также в центре города в то время была построена каменная стела, и все крепостные, которые жили у нее в радиусе одной мили, получили вольность.

С 1796 по 1797 год в Тульчине находился главнокомандующий русской армии, выдающийся полководец, не потерпевший ни одного поражения – Александр Васильевич Суворов. Штаб-квартира Суворова находилась во дворце Потоцкого. На первом этаже главного корпуса ему было отведено две комнаты, их обставили дорогой мебелью и коврами. Суворов приказал все это вынести, принести ему соломы и накрыть простыней. Именно здесь полководец спал, накрываясь солдатской шинелью, так как считал, что он должен жить в тех же условиях, что и его солдаты. А ел он простую пищу: кашу и черный хлеб. При этом он приговаривал: «Хлеб ржаной – отец родной, гречневая каша – мать наша».

Именно в Тульчине Александр Суворов завершил писать свою книгу «Наука побеждать», над которой он работал всю свою жизнь. Книга состоит из двух разделов: одна – для простых солдат, другая – для офицеров.

В свое время к Потоцким приезжал также росийький государственный деятель, командующий российскими войсками в русско-турецкой войне Павел Киселев. А вслед за ним здесь побывал Александр Пушкин. Дело в том, что российский поэт в то время мечтал стать военным, и вроде бы ждал от Киселева выполнения каких-то обещаний. Однако, на тот момент обещания не были выполнены, на что поэт обиделся и назвал Киселева «придворным» в стихотворении «Орлову».

Стоит заметить, что род Потоцких насчитывал до 300 человек, а потому неудивительно, что с ними переплетаются имена других известных деятелей политики и искусства. Так, Оноре де Бальзак женился на Эвелине Ганской, которая была близкой родственницей Потоцких. Ги де Мопассан влюбился в Эмануэль – невестку тульчинского Потоцкого.

Женой младшего сына Станислава – Мечислава Потоцкого, – была Дельфина Потоцкая – любимая ученица польского композитора Фредерика Шопена. Когда Шопен готовился отойти в мир иной, то две солистки боролись за право петь у умирающего композитора. Это были Полина Виардо (французская певица и композитор) и Дельфина Потоцкая. И именно Дельфина была удостоена этой чести – женщина, которая семь лет прожила в Тульчинском дворце.

Туры в Винницкую область:

Записи не найдены

Винница туристическая / Дворец Потоцких в Тульчине 0/